Главная
Статьи
Подписка
Педагогический форум
Афиша
 
Поиск новостей
ФОТОРЕПОРТАЖИ



Запрет на курение в каком месте вам кажется неправильным?
Рестораны и кафе
Органы власти
Больницы
Остановки общественного транспорта
Поезда дальнего следования
Вокзалы и аэропорты
Офисы, рабочие места
Подъезды жилых домов, лестничные клетки
Все запреты правильные и своевременные

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Школам не нужны молодые учителя?

1 Сентября 2011 - 16:22

Возможность получить свой первый класс или хотя бы просто стать учителем в школе предоставляется далеко не всем. Наша редакция провела опрос среди выпускников педагогического института СГУ и Саратовского областного социально-педагогического колледжа. Почти все из опрошенных нами ребят хотели бы работать по специальности, но устроиться в школы смогла только половина из них.
На пороге 1 сентября, а это значит, что школьникам и студентам пора приступать к занятиям. Нарядные первоклассники впервые в своей жизни переступят школьный порог и откроют для себя увлекательную страну знаний. Ребята, закончившие начальную школу, перейдут в старшие классы уже повзрослевшими и более ответственными. А те, кто, окончив школу, поступил в высшие учебные заведения, навсегда попрощаются с детством и вступят каждый на свой жизненный путь.


Однако новый учебный год может стать переломным моментом не только для учеников всех возрастов, но и для тех, кто впервые пришел в школу работать, то есть для молодых учителей. Еще совсем недавно они сами сидели за партами и слушали преподавателя. А теперь им нужно учить ребят. Первый раз появиться перед классом – испытание не из легких, ведь дети смотрят на тебя как на человека, знающего что-то такое, чего не знают они. И здесь важно не обмануть их ожиданий.


О трудностях, с которыми столкнулись молодые педагоги, нам рассказала выпускница пединститута 2011 года Яна Якунина:
– Я бы хотела работать учителем, но нигде не было вакансий, хотя я пробовала устроиться в шесть школ. Не понимаю, зачем раздувают проблему «нехватки молодых специалистов», если на самом деле найти место работы – большая удача? К тому же везде, куда бы я ни обращалась, спрашивали про стаж и опыт работы. А где их взять после окончания института?


Действительно, иногда попытки устроиться в школу тем, кто только что окончил институт или колледж, напоминают игру в русскую рулетку: или возьмут, или нет – и никогда нельзя заранее предугадать исход событий. Однако в жизни встречаются и такие случаи, когда, окончив лишь педагогический колледж, можно найти работу по специальности, как это, например, получилось у Алтнай Бердалиевой:
– Я окончила Саратовский областной социально-педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов», – рассказывает Алтнай. – Сейчас я устроилась на работу в школу № 75 и получила свой первый класс. Правда, мне повезло: когда я обратилась к директору узнать о свободных вакансиях, увольнялся учитель – и на его место взяли меня. С коллективом у меня сложились очень хорошие отношения, нет пренебрежения, связанного с моим возрастом и с моей неопытностью. Хотя, сказать по правде, я сама училась в этой школе, и окончила здесь девять классов. Соответственно, знаю весь педагогический коллектив, и они меня знают и поддерживают: и делом, и советом. Не знаю, как бы я себя чувствовала, если бы мне выпало работать в другой школе, в которой никого не знаю.


Часто, когда в школу приходят работать молодые учителя, только что получившие диплом и не имеющие опыта работы, не считая педагогической практики, родители учеников, особенно первоклассников, начинают возмущаться. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенка учил самый лучший педагог, желательно с большим педагогическим стажем и умудренный жизненным опытом. И тогда молодым специалистам с утроенной силой приходится доказывать свое право на работу здесь и показывать то, что они ничуть не хуже других могут давать ребятам знания.
Безусловно, опыт в работе преподавателя играет очень важную роль, однако молодые учителя, которые приходят в школы, полны сил и свежих идей. Да и теория и практика в педагогике не стоят на месте, а молодые специалисты приносят с собой новые оригинальные методики обучения.
– 19 августа у меня было первое родительское собрание, – продолжает свой рассказ Алтнай Бердалиева. – Увидев меня, родители были слегка шокированы. Наверное, в их представлении первая учительница должна выглядеть как минимум постарше. Я очень волновалась, но пришел директор и сказал несколько слов о том, что мне, в первую очередь, нужна поддержка родителей учеников. После чего и я стала чувствовать себя увереннее, и родители моих будущих учеников немного успокоились.
К слову сказать, Алтнай продолжит учебу: она поступила на заочное отделение в педагогический институт СГУ и параллельно с работой будет получать высшее образование.


Для молодых учителей очень важна поддержка руководства и коллектива, их доброжелательное отношение и мудрый совет.
Своим опытом в поиске работы также решила поделиться Вера Фищенко, выпускница Саратовского педагогического института, которую читатели «Глобуса» наверняка помнят по публикации – в июне Вера собиралась устроиться на работу в сельскую школу. Сегодня можно уже сообщить, что ее усилия увенчались успехом, сейчас Вера Фищенко работает в школе села Большая Чечуйка Базарно-Карабулакского района: «Я буду преподавать русский язык и литературу в 5-х, 6-х, 8-х классах и английский язык во 2-м и 3-м классах. Нашла место работы с первого раза, и трудностей при устройстве у меня не возникло. Да и многие мои однокурсники также нашли работу без особых проблем. Коллектив ко мне относится очень доброжелательно, помогает во всем. И заработная плата для меня, как для молодого специалиста, вполне приемлемая – 16 тысяч рублей.
Вера собирается работать по специальности и дальше, потому что нашла себя в жизни. Нам остается только пожелать ей, чтобы она не разочаровалась в сделанном выборе.


Мы часто слышим о том, что школам не хватает молодых учителей, и эта проблема стоит очень остро. Однако, вместе с тем, в больших населенных пунктах существует и проблема отсутствия вакансий. Парадокс? Однако если мы посмотрим на эту ситуацию изнутри, то увидим, почему так происходит. В школах работает немало учителей, которые уже давно перешагнули пенсионный возраст, но при этом на пенсию уходить не собираются. Соответственно, такое же число молодых преподавателей не может прийти им на смену. Поэтому и нет баланса равновесия между молодыми и старыми кадрами. Последние имеют значительный перевес в свою сторону. Отсюда и дефицит молодых специалистов. Возможно, правильным было бы строго отслеживать ситуацию, и как только педагог достигнет пенсионного возраста, с почетом провожать его на пенсию. С другой стороны, как людям, еще полным сил, прожить на небольшую пенсию, оказавшись при этом в один момент «за бортом корабля», на котором продолжает бурно кипеть жизнь.


Такое «удаление из класса» выглядит довольно жестоко, поэтому можно предложить другой выход из ситуации. Подобная система применяется в органах государственной службы, когда, достигнув пенсионного возраста, человек может продолжать работать в течение еще 5 лет. После этого срока с каждым в отдельности заключается контракт на дальнейшую работу в зависимости от состояния здоровья и трудоспособности человека. В этом случае дефицит вакансий станет менее острым, однако полностью проблема не исчезнет.
Вот такую дилемму в ближайшем будущем и предстоит решить нашему правительству. Главное, чтобы не получилось как в знаменитой басне Крылова: каждый тянет в свою сторону – а воз и ныне там.
Анна БУРЛАКОВА



НАША СПРАВКА
В новом учебном году школы области примут около 24,5 тысяч первоклассников, всего в школах области будет учиться около 215 тысяч школьников.
В Саратовской области работает 2167 муниципальных и государственных учреждений образования, в том числе 975 школ, 997 детских садов, 13 детских домов, 27 коррекционных школ и школ-интернатов, 106 учреждений дополнительного образования, 33 учреждения начального профессионального образования и 16 средних профессиональных учебных заведений.
Техническая готовность учреждений к учебному году составляет 99,4% (2153 учреждения образования). Роспотребнадзором и пожарным надзором школы приняты в полном объеме, детские сады – на 99%.
В настоящее время в учреждениях функционирует 757 кнопок экстренного вызова милиции, 253 учреждения оборудованы системами видеонаблюдения, в 2122 образовательных учреждениях охрана осуществляется штатными сторожами, 116 учреждений заключили договоры с частными охранными предприятиями, 64 – с вневедомственной охраной.
По данным министерства образования
Саратовской области
 

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



Последние новости
15 Марта 2013 - 16:57 - На ночь перекроют три улицы в центре Саратова
15 Марта 2013 - 16:36 - Мэрия: Средняя зарплата учителя в Саратове 21 430 рублей
15 Марта 2013 - 16:15 - Саратовская облдума будет сотрудничать с Кировской
15 Марта 2013 - 15:56 - Прощай, Масленица!
15 Марта 2013 - 15:19 - В письменной форме
15 Марта 2013 - 14:53 - Синоптики прогнозируют потепление
15 Марта 2013 - 14:17 - Илья Захаров — серебряный призер Мировой серии
15 Марта 2013 - 13:45 - Без мандата
15 Марта 2013 - 13:16 - С боем
15 Марта 2013 - 12:44 - Напомни родителям!
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Последний номер
ГЛОБУСА
Последний номер
ПОРТФОЛИО
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
КОНТАКТЫ

Наши подписные индексы:

Телефон редакции: 8(8452)27-96-03

Реклама:
8(903)329-14-74

Замечения и предложения отправляйте на нашу почту: globus-64@yandex.ru