Главная
Статьи
Подписка
Педагогический форум
Афиша
 
Поиск новостей
ФОТОРЕПОРТАЖИ



Запрет на курение в каком месте вам кажется неправильным?
Рестораны и кафе
Органы власти
Больницы
Остановки общественного транспорта
Поезда дальнего следования
Вокзалы и аэропорты
Офисы, рабочие места
Подъезды жилых домов, лестничные клетки
Все запреты правильные и своевременные

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Мне не хватает «живых раков»

6 Сентября 2011 - 10:59

Совершенно небывалое чувство – накануне первого сентября беседовать сразу с двумя руководителями двух крупнейших вузов страны и региона, людьми, определявшими в недавнем прошлом, и определившими основное направление развития системы образования Саратовской области. Экс-губернатор и экс-министр образования – Дмитрий Аяцков, ныне – директор Поволжского института имени П.А. Столыпина Президентской академии народного хозяйства и государственной службы, профессор, и Сергей Суровов – ректор Саратовской государственной академии права, профессор, председатель Совета ректоров вузов Саратовской области, депутат Саратовской областной думы. Их обоих отлично помнят, знают и уважают не только практически все педагоги региона, но и поколения школьников, теперь уже выросших. Мало того, нет таких учителей, кто бы не сравнивал нынешнюю школьную жизнь с теми годами, когда на Московской, 72 был Аяцков, а на Соляной, 32 – Суровов. И, надо сказать, сравнения эти – не в пользу дня нынешнего. Но сегодня – разговор о жизни, о месте человека в стремительном потоке времени. И о том, что надо делать, чтобы не потеряться в этом потоке.

– Мы рады снова видеть Вас, Дмитрий Федорович, в Саратове, в наиболее активной части нашего общества – именно такими и должны быть руководители вузов. Но в конце августа хочется, в первую очередь, говорить о том, что так дорого и близко всем нам – о школе. Помнится, в былые времена, накануне начала нового учебного года в области открывались новые школы, и это для всех становилось большим праздником, победой. Не помните, какое самое большое количество школ в Саратовской области сдавались к первому сентября?

Д.Ф. Аяцков:
– К первому сентября, я вам сейчас скажу – до десяти новых школ.
 

– А за год, помнится, и до тридцати доходило.

Д.Ф. Аяцков:
– И школы обязательно сдавались с компьютерными классами, с хорошими спортивными сооружениями, спортивной базой, с благоустройством, с методической базой – учебники и так далее. Я до сих пор езжу в эти школы и вижу, что они, слава Богу, живут…
С.Б. Суровов:
– Каждое лето, а уж в августе тем более, министерство образования в те годы не знало покоя. За две недели до начала сентября кабинеты на Соляной, 32 были пусты – все сотрудники «трудовым фронтом» отправлялись в районы области. И не только туда, где готовились к открытию новостройки. Мы контролировали абсолютно все, что было связано с подготовкой школ области к новому учебному году. И День знаний становился настоящим праздником для учителей, школьников и их родителей. Воспринималась такая работа не как очередной аврал – подготовка велась планомерно, а как святой долг каждого, кто имеет отношение к школе. Каждый район продумывал свою программу на 1 сентября, первоклассникам из малообеспеченных семей обязательно выдавались ранцы с набором канцтоваров – такова была инициатива губернатора Аяцкова. Где сейчас это все? Одни только скандалы с закрытием школ, с увольнением директоров, обиды и равнодушие областных чиновников. Могу добавить, что заряд, полученный в те годы, когда я был министром образования, когда министерство было действующей и активной структурой, сохранили все, кто работал в то время. К сожалению, очень многие из профессионалов не востребованы сегодня. А, стало быть, потерян опыт, нет уже той «изюминки», которая и была душой нашей губернии.
 

– Но люди-то помнят все, что было. И можно, наверное, оценить, что эти новостройки, этот праздник – День знаний – дали жителям Саратовской области, осталось ли сегодня у педагогов, родителей учеников, у всех, кто были свидетелями и участниками обновления, чувство востребованности образования? Новых школ-то мы не строим, старые бы сохранить…

Д.Ф. Аяцков:
– Знаете, я вот скажу простую вещь. В царской России все держалось на учителе, враче и священнике. Если есть врач, учитель, священник, тогда село живое. Сегодня идет эта бездумная политика закрытия так называемых малокомплектных школ, увидите, это приведет к серьезным проблемам на селе. Думаю, что и министр наш, Гарри Николаевич Татарков, не совсем понимает ситуацию. Мне говорят, мол, там вот появились фермеры, надежда на них, они помогут. Но не учитывается при этом, что наши фермеры во многих случаях не имеют высшего образования. Это не есть творческая интеллигенция, это не есть элита на селе и им, в первую очередь, нужна масса прибыли, а не инфраструктура села. Хотя есть и другие примеры. Если взять Ягодную Поляну, Марискин Василий Иванович, он и кандидат наук, и он прошел жизненную дорогу от механизатора до крупного хозяйственника, и его никто не заставлял по ней идти, он сам выбрал этот путь. Он держит школу, он держит клуб, он держит всю инфраструктуру села. Потому что он знает – как только он откажется от школы, клуба, от медпункта, то его село умрет. Кто будет там пахать, кто будет сеять? Вот такие, к счастью, у нас на селе люди есть. Но их не больше 10 процентов от общего количества. Это большая сегодня проблема.
 

– Их надо растить и воспитывать. В первую очередь примером, о таких людях и селах сегодня практически не говорят. Ягодная Поляна – это известное село, известные люди, но вот впервые за последние годы слышно о селе в таком вот хорошем разговоре.

Д.Ф. Аяцков:
– Таких хороших сел у нас не более 10 процентов. Где все сохранилось, где вся инфраструктура работает. Я могу привести пример, в прошлом году я отдыхал у себя в Столыпино, приехали ваши коллеги-журналисты. Обратились ко мне с просьбой рассказать, как живут отставные губернаторы. Я говорю: на эту тему с вами говорить не буду. Хотите новую тему, я вам покажу, как умирает деревня. Они уцепились, я их провез, показал, как умирает деревня. Есть газ, есть электроэнергия, дорога, вода, связь, а деревня пустая. Ни одного человека нет, даже кошки нет. Потому что люди уехали…
Это село Паник, село Кикино, село Козловка. Вот сейчас уезжает Журавлиха. Закрыли школу, закрыли медпункт, остался один ларек, который круглые сутки продает спиртное, чтобы споить оставшийся народ. Таких сел очень много. За сутки с карты России исчезает до пяти сел. Это же просто катастрофа. Оголим село, убьем устои, традиции, религию на селе – страны не будет.
С.Б. Суровов:
– Уже и руководители страны твердят о том, что нельзя терять сельские школы, что в каждом конкретном случае надо решать проблему отдельно. А в Саратовской области кто-нибудь из заинтересованных министерств, то же министерство образования, пытался хотя бы провести мониторинг – что будет делать конкретное село без школы? Есть ли возможность в любую погоду, зимой в гололед, в осеннюю и весеннюю распутицу возить детей за много километров? Ваша же газета писала о таких ситуациях. И, уверен, предстоящий учебный год даст еще немало поводов для возмущения подобной ситуацией.
 

– Но областные чиновники продолжают ссылаться на федеральную политику…

Д.Ф. Аяцков:
– Не надо кивать на федеральный центр. А глава региона, а местное самоуправление? Это же целая ветвь власти в нашей стране, а мы привыкли оглядываться на центр. Или там партия нам какая-то виновата. Есть целые примеры, где местное самоуправление в округе работает очень эффективно. Где создаются рабочие места, где создаются целые системы работы с молодежью, где работают, круглые сутки работают ФОКи. А есть и такие, где просто висит большой амбарный замок. Вложили деньги – ни детей, ни взрослых в спортивных сооружениях нет. Это зависит от власти. И, конечно, здесь стоит вопрос, а почему так? Да, у нас еще очень много проблем с подготовкой кадров. Поверьте, я только поэтому дал согласие переехать опять в Саратов. Потому что задачу поставили, и председатель правительства, и ректор, и Вячеслав Викторович Володин.
Нам нужны хозяйственники и государственники. Подчеркиваю – хозяйственники, государственники. Вот я и буду этим заниматься, отдавая свой ресурс. Ведь греха таить не будем, в меня мое родное государство вбухало такой ресурс – и финансовый, и интеллектуальный, и организационный и прочий. И теперь настало время этот ресурс отдать, и это очень мудро, что меня направили именно в учебное заведение, в академию, Президентскую академию народного хозяйства и государственной службы. Вот мы будем здесь готовить хозяйственников и государственников. Кто-то будет готовить аграриев, кто-то – экономистов, кто-то, как я уже сказал, юристов, но должна быть очень четкая специализация. Ведь и юристами, и инженерами, и агрономами, и врачами кто-то должен управлять. Как и народным хозяйством, как и людьми.
Самое сложное в жизни – это управлять людьми. У кого-то есть талант природный, а кого-то надо подготовить. Я могу сказать вам, вот человек окончил педагогический институт – он хороший педагог, или окончил медицинский институт – он хороший врач. Проходит время и он приобретает навык, он управляет школой, он управляет медицинским учреждением. У него появляются функции управленца, а его этому не учили, в силу разных причин, и мы ему должны вот здесь, в этих академических стенах дать второе высшее образование управленца, хозяйственника. У нас задача ставится очень остро на федеральном уровне – подготовка управленцев, если даже у него есть иное образование, и постоянный, непрерывный образовательный цикл. Я не исключаю, что в нашей академии будут учиться ребята, выпускники школ, а рядом будут учиться их родители, получая вторую специальность или переподготовку. Это было бы отрадно, если бы так получилось.
С.Б. Суровов:
– К сожалению, в традициях нынешнего министра образования кивать не только на федеральный центр, но и на то же местное самоуправление. Татарков любит заявлять, что, мол, «решение вопроса не в его компетенции». Так было с проблемой лицензирования, например. Я никогда не смогу согласиться с такой позицией. Закон разграничивает полномочия ветвей власти. Но что это за министр, который не имеет авторитета в области, не может проконтролировать использование бюджетных средств, выданных на определенные цели – лицензирование образовательных учреждений. А потом, когда оказывается, что лицензирования нет, ремонта нет – начинает пожимать плечами и рассуждать о законе и полномочиях! Вот поэтому депутаты облдумы и высказывают свои претензии Татаркову, поэтому и не могут согласиться с позицией министра. Надо работать с каждым районом, доходить до каждого главы, быть убежденным в том, что школа – это первое дело для всех. И не упускать ни одной возможности, ни одного повода для того, чтобы улучшать и исправлять ситуацию. Надо быть профессиональным менеджером, хозяйственником и управленцем прежде всего.


— А в качестве «наглядного пособия», примера, каким не должен быть хозяйственник и управленец, вам, руководителям крупнейших правовых вузов, можно будет использовать ситуацию с перинатальным центром… Наверное, эта история когда-нибудь обязательно войдет в учебники.


Д.Ф. Аяцков:
– Эта ситуация – слабость власти. Где-то я в коротком интервью говорил: не надо врать. Не надо врать народу, не надо врать власти, не надо врать самому себе. Ведь ложь – она затягивает как наркотики. Соврал раз – будешь врать всегда: жене, детям, народу. Вот такая ситуация и получилась. Судить – не могу и не хочу, а есть возможность отказаться от этого резкого, грубого слова «врать». Надо отказаться, и тогда не будет таких проблем, такой критики со стороны журналистов и со стороны руководителей государства.
С.Б. Суровов:
– Вранье обязательно выходит наружу, и об этом пора бы уже знать и Павлу Леонидовичу Ипатову – в его-то годы. Как после подобного скандала можно доверять главе региона? Даже не припомню, чтобы премьер-министр кого-нибудь так отчитывал публично, на всю страну. Владимир Владимирович Путин – демократичный руководитель, но такое очковтирательство, обман председателя правительства страны кого угодно заставит делать определенные выводы. Однако, судя по поведению губернатора, он так ничего и не понял.
 

– Скажите, пожалуйста, как по-вашему, имеет ли право чиновник, которому предписано действовать в строгом соответствии с инструкциями, государственный служащий быть центром духовности, генератором идей, общественным лидером?

Д.Ф. Аяцков:
– Любой чиновник должен обладать уникальным ресурсом – признанием общества, признанием людей. Если он признан, значит, он уже нормальный чиновник, неважно какое у него образование. Но прежде всего он должен быть государственником. Если я чиновнику задаю вопрос на знание Конституции РФ, и он «плавает», значит, он не чиновник. Если я задаю вопрос, а как у нас устроена государственная власть, сколько у нас депутатов, как приходят к власти председатели правительства, президент и он не ответит на эти вопросы… Ну как такому чиновнику можно доверять? Сегодня, к сожалению, очень много во власти случайных людей, у которых нет ни чести, ни совести, ни флага, ни Родины. А они сидят около компьютера, делают умную рожу, извините за выражение. Якобы они «управляют». Они не управляют, они просиживают штаны и занимают чужое место. Вот я думаю, что сложится в обозримом будущем ситуация, когда без определенного критерия оценки чиновника на работу брать не будут.
Сегодня есть конкурс – условный. Но мы-то понимаем, как проводятся все эти конкурсы. У него должен быть не купленный диплом о втором высшем образовании хозяйственника и государственника. Все должны убедиться, что у претендента есть общественное признание, что у него есть моральные устои, духовность, нравственность. Тогда он имеет право занять должность чиновника и, самое ответственное, управлять себе подобными. Не можешь управлять, даже не пытайся выходить на этот конкурс.
Я уверен, что с этим сегодня проблемы. В Конституции было написано два года переходного периода, а мы двадцать лет уже работаем, и все переходный период. И очень хорошо, что и глава государства, и председатель правительства приняли уникально решение – создали академию народного хозяйства и государственной службы. Буду повторять бесконечно – Президентская академия народного хозяйства и государственной службы. Вот эти люди – будущее управления экономикой и политикой, всеми хозяйственными службами.
С.Б. Суровов:
– В целом и Президенская академия, и СГАП выполняют государственную миссию подготовки специалистов для новой России. Наши оба вуза в этом схожи между собой. На госслужбе могут быть и юристы, закончившие академию права, и дипломированные чиновники, закончившие институт имени П.А. Столыпина. Поэтому подходы к образованию и воспитанию молодежи, наших студентов – в принципе, одинаковые. Со студенческой скамьи мы обязаны учить юношей и девушек, помимо предметов, дисциплине, воспитывать моральные качества, в наших руках и то, к чему стремится вся страна – общество без коррупции, без обмана, правовое государство. И я уверен, что эти задачи мы решим. Как и в том, что между Поволжским институтом госслужбы и академией права отношения, завязавшиеся много лет назад, хорошее деловое сотрудничество будет продолжено на новом уровне. У нас доброе совместное будущее.
 

– Набор, который прошел в этом году в ваши вузы, вас устроил?

Д.Ф. Аяцков:
– Вы знаете, я уже встречался со всеми первокурсниками, хотя сегодня только двадцать пятый день, как я работаю. Очень подготовленные ребята и, к счастью, физически подготовленные. Из этого «материала», как главный «кузнец» со своими подмастерьями – профессурой, я должен выпустить в жизнь высококлассных, высокообразованных специалистов, которые на рынке будут востребованы.
Сегодня средний «КПД востребованности» наших специалистов около 60%. Это уже хорошо. Я могу не в укор другим вузам сказать, что есть в этом направлении проблема. Признание наших выпускников на рынке труда – от 20 до 80 процентов. Это оценка работы вуза. Ректор и вся команда получают бюджетные деньги, а как у тебя на рынке-то, твой товар востребован? Об этом надо задуматься.
С.Б. Суровов:
– То, что я сейчас скажу, относится и к институту, и к академии права. Оба наши вуза – с хорошей историей, традициями, высокопрофессиональными преподавателями, среди которых немало ученых не только российского, но и мирового уровня, со сложившимися научными школами. Мы представляем серьезный противовес вузам-«однодневкам», которые, приступая к подготовке, к примеру, юристов, ориентируются лишь на выдачу диплома, а не на серьезную работу. Самые перспективные студенты, которым нужны знания, наука, а не «корочки» – это наш контингент. Вот они и будут учиться достойно, побеждать в олимпиадах, участвовать в научных форумах, отлично трудиться и двигать науку вперед. И таких у нас – много. На них и надежда.
 

– А почему Вы, Дмитрий Федорович, первокурсников поведете 1 сентября именно в Парк Победы, в Национальную деревню, не на Набережной, не на Театральной площади, не в институте будете праздник устраивать?

Д.Ф. Аяцков:
– Вы знаете, я должен сделать им «прививку» с первого дня, чтобы молодые люди понимали: вот подвиг их дедов и прадедов, вот трудовой подвиг – поднятие целины, освоение земель мелиорации, получение многомиллионных урожаев на земле. Сказать, вот знаете что, мы живем все вместе – 130 национальностей, у нас национальный мир и согласие. А потом можно показать культуру: и театр, и Набережную, и место приземления Гагарина, и проспект Кирова – это не уйдет. Но первая «прививка» должна быть там, на Соколовой горе, в Парке Победы. Я в этом убежден.
С.Б. Суровов:
– А я вспомнил сейчас День последнего звонка в Саратове. Не скажу, в каком именно году, но этот день запомнили, наверное, многие выпускники школ: в майском небе над городом устроили шоу «Русские витязи». И осознание того, что это было сделано губернатором Аяцковым в качестве подарка всем выпускникам школ, всем жителям города, до сих пор вызывает самые лучшие чувства – именно те, которых так не хватает сегодня обществу.
 

– Сегодня оппоненты упрекают ректоров вузов, что они, якобы, идут на поводу у партий и насильно вовлекают студенчество в политику. Как Вы относитесь к участию молодежи в различных акциях, митингах?

Д.Ф. Аяцков:
– У нас должно быть многообразие всевозможных форм общественной молодежной, студенческой жизни. Это и «Молодая Гвардия», и скаутское движение, это и, может быть, не тимуровское, а какое-то «Движение Аяцкова», может быть, такое будет – чтобы поддержать ветеранов. Помните, был мой лозунг: «Офицеры – на село!». Сегодня я могу с гордостью сказать, что более 250 человек закрепились на селе. Офицеры, законопослушные, в силу разных причин, оставившие армию, они нашли себе работу – главы муниципальных образований, муниципальных округов, руководители хозяйств и так далее.
Уже есть договоренность, что практику наши студенты будут проходить в Государственной Думе, в Совете Федерации, министерствах и ведомствах, в Правительстве РФ, в Конституционном суде в Санкт-Петербурге, это очень важно. И плюс к этому будут проходить практику за рубежом, чтобы знать, как работают в цивилизованных странах их коллеги, какие там социальные пакеты и так далее. Только в этом случае мы подготовим того самого высокообразованного специалиста, за которым будет стоять очередь и в бизнес-структурах, и в органах муниципальной и государственной власти.
С.Б. Суровов:
– Политики в вузах не было и нет. Но ведь никто не может запретить студентам, самой неуспокоенной части общества, в праве, данном Конституцией, – открыто высказывать свои мнения, предпочтения, действовать так, как им подсказывают совесть и мировоззрение. Наша задача в том, чтобы научить молодых, что в своих предпочтениях они должны, прежде всего, действовать в рамках Закона и морали.
 

– А этот вопрос адресован Дмирию Федоровичу Аяцкову. Вы сами как руководитель вуза планируете принимать участие в жизни гражданского общества?

Д.Ф. Аяцков:
– Я перед собой ставлю задачу не просто получить будущего нового хозяйственника и государственника – для этого нужна база. Учебный процесс здесь отработан блестяще, а вот «тылы» отстали. Столовая, спортивные сооружения, многофункциональный концертный зал, я думаю, что мы догоним, догоним. Этому я буду уделять самое пристальное внимание, это будет основная моя работа на ближайшее время.
 

– Ну а общественная деятельность? Никто не поверит, если скажете, что останетесь в стороне от нее.

Д.Ф. Аяцков:
– Вы знаете, я много лет возглавляю демократический фундамент стран России, Белоруссии и Украины. Демократический фундамент, который занимается изучением наследия Столыпина. И здесь еще предстоит большая работа, с 1992 года занимаемся, многое сделали, и памятник Столыпину в Саратове – это как раз оттуда. Я являюсь членом комиссии по празднованию 150-летия (14–15 сентября) Петра Аркадьевича Столыпина. Мне нужно достроить музей Петра Аркадьевича Столыпина, 18 сентября будет в Киеве мероприятие, связанное с печальной датой, 100-летием кончины П.А. Столыпина. Очень хочется заняться разработкой туристического маршрута «Саратов – Базарный Карабулак – Лесная Нееловка – Станция Нессельроде – Столыпино – Кузнецк – Тарханы – Лермонтово». Уникальный туристический маршрут, который вбирает в себя и Суворова, и Лермонтова, и Столыпиных. Это одно «родовое древо» нашего края. Эта идея лежит на поверхности, ее нужно реализовать, этим я буду заниматься обязательно.
 

– А как Вы относитесь к тому, что происходит с домом-музеем П.А. Столыпина в вашем родном селе?

Д.Ф. Аяцков:
– Я прощаю слабости власти, прощаю. У нас в России проживает 140 миллионов человек, если с каждого – по рублю, это 140 миллионов рублей, а на завершение музея нужно всего порядка 50 миллионов рублей, третью часть. И я знаю, что Путин уже внес свой оклад в строительство памятника.
Мы музей построим. Я абсолютно уверен. Я же помню, когда начинал строить 16 лет назад храм во имя Святого Дмитрия Донского – построили огромную коробку, собрали с народа около 1 миллиона рублей. Сам же объект стоил многие миллионы. Построили со всеми церковными атрибутами: гараж с машиной, дом для священника, и для крещения место, и для венчания – все было. Плюс 110 икон было закуплено, колокола, которые были очень дорогие. Может быть, это не такой масштабный храм, как храм Христа Спасителя, но после этого в Балтае вырос новый храм, самый большой на территории Саратовской области, который заново был построен.
 

– Возникает естественное человеческое желание сразу начать обращаться за поддержкой инициатив, потому что все, что так хорошо начиналось, сегодня «лежит на дне».

Д.Ф. Аяцков:
– Хотите, я скажу, что надо делать? Была такая традиция: когда заканчивались все сельскохозяйственные работы, поздней осенью помещики собирались по очереди – то к князю Вяземскому, то к Голицыну, то к Нарышкину… И вот в очередной раз князю, помещику Голицыну, нужно было принять своих друзей, чтобы обсудить сельскохозяйственный год, но всегда, это русская привычка, нужно чем-то похвалиться. И вот он сидит, думает, ну что же делать-то? Коллекцию вин показывал, коллекцию табака показывал, собак показывал, лошадей показывал, оружие показывал... Заходит его работник Василий: «Что ты, батюшка, такой удрученный»? Да вот, мол, друзья собираются, а мне их удивить нечем. Тут работник задумался и говорит: «Успокойся, барин, мы их так удивим!».
Гости съезжаются, женщины свои светские беседы ведут, мужики в карты играют, рюмочку выпивают, открываются врата, все за стол, барин заходит и смотрит, вроде все такое же, чем удивлять-то? И вдруг открываются соседние большие двери, Василий в большом колпаке за огромным серебряным подносом, на котором целая гора вареных раков, пар идет. Барин думает: ну да, ноябрь, раки…что здесь удивительного? А тут все смотрят на вареных раков, они все красные, а шевелятся.
А Василий объясняет: «Я вниз положил несколько живых, они – живые, заставили шевелиться всех вареных».
Так вот я всегда говорю – мне не хватает «живых раков». Вот будут «живые раки», мы будем все шевелиться. И Россия станет другой страной.
 

– Вот сейчас вспомнилась Ваша идея насчет «школьного городка». Помните, об этом много спорили, пытались оценить создание учебного «мегаполиса», иронизировали. А, может, и надо было строить?

Д.Ф. Аяцков:
– Я был в Китае на острове Хайнань. На острове три школы, вот по такому же принципу сделаны. Школа для бизнесменов – она платная, школа государственная – бесплатная, со всей инфраструктурой и с жильем для учителей. И школа для инвалидов, специальная школа. Остров, он большой, и вот целые кварталы таких школ. Три школы, их не видно друг от друга. Чтобы получить базовые знания, не надо ничего платить, государство платит. Там индустрия питания, индустрия содержания, домой уезжают только на выходные, в субботу в час дня забирают родители, в понедельник утром привозят. Если не хотят брать, то можно оставаться на субботу и воскресенье. Я нигде свою идею не подсматривал, это была чисто моя идея, но, к сожалению, она не была реализована.
 

– Возможно, когда-нибудь она и осуществится.

Д.Ф. Аяцков:
– Мы еще на пенсию не собираемся.


Спрашивала Елена СТОЛЯРОВА
 

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



Последние новости
15 Марта 2013 - 16:57 - На ночь перекроют три улицы в центре Саратова
15 Марта 2013 - 16:36 - Мэрия: Средняя зарплата учителя в Саратове 21 430 рублей
15 Марта 2013 - 16:15 - Саратовская облдума будет сотрудничать с Кировской
15 Марта 2013 - 15:56 - Прощай, Масленица!
15 Марта 2013 - 15:19 - В письменной форме
15 Марта 2013 - 14:53 - Синоптики прогнозируют потепление
15 Марта 2013 - 14:17 - Илья Захаров — серебряный призер Мировой серии
15 Марта 2013 - 13:45 - Без мандата
15 Марта 2013 - 13:16 - С боем
15 Марта 2013 - 12:44 - Напомни родителям!
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Последний номер
ГЛОБУСА
Последний номер
ПОРТФОЛИО
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
КОНТАКТЫ

Наши подписные индексы:

Телефон редакции: 8(8452)27-96-03

Реклама:
8(903)329-14-74

Замечения и предложения отправляйте на нашу почту: globus-64@yandex.ru