Главная
Статьи
Подписка
Педагогический форум
Афиша
 
Поиск новостей
ФОТОРЕПОРТАЖИ



Запрет на курение в каком месте вам кажется неправильным?
Рестораны и кафе
Органы власти
Больницы
Остановки общественного транспорта
Поезда дальнего следования
Вокзалы и аэропорты
Офисы, рабочие места
Подъезды жилых домов, лестничные клетки
Все запреты правильные и своевременные

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Быть или не быть

15 Марта 2013 - 05:49

Быть или не быть… Проблема выбора для подростка

Все рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора, и не всегда этот процесс происходит легко и гладко. А в возрасте 16-17 лет, когда приходится не просто выбирать, а определять свое будущее, вершить свою судьбу, это целое испытание.

Мой личный опыт подсказывает, что в этом возрасте человек еще не готов делать осознанный выбор направления своего дальнейшего развития – слишком много ошибок совершает или вообще отказывается от каких-либо действий и шагов. Но ведь можно как-то способствовать формированию ответственности за свой выбор… Как это сделать и кто может помочь «Просвещение» решило спросить кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ, главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Марину Битянову.


– Марина Ростиславовна, когда ребенок способен на осознанный выбор направления развития (не конкретной профессии, а хотя бы общего направления)? В каком возрасте? Влияют ли на это социальные условия?

– Сознательный выбор – удел зрелых людей. Выбрать направление развития – значит, осознать и самого себя (свои возможности, ограничения), и свои цели, и социальную ситуацию, в которой предстоит развиваться. Все это – деятельность непростая, требующая определенного уровня личностной зрелости и развития мышления. А также эмоциональной саморегуляции.

К таким размышлениям человек готов в среднем после 14 лет. До этого возраста лучше предоставить ему возможность пробовать себя в разном. Социальные условия, несомненно, влияют. Чем шире и разнообразнее социальный опыт подростка, чем больше он в своей жизни видел разных людей, разные социальные среды, чем больше он читал и так далее, тем проще ему представить себе разные варианты жизненного самоопределения. Узость социального опыта накладывает ограничения на возможности выбора.

– Изменилось ли это в сравнении с периодом, например, 10-летней давности?

– За последние 10 лет возросла дифференциация условий, в которых растут наши дети. Появились дети с крайне ограниченным социальным опытом и культурным багажом, и дети с хорошо развитым социальным интеллектом. Разными дети были всегда, но сегодня пропасть между крайними категориями разрослась.

– Можете дать характеристику современной молодежи: желания, возможности?

– Она очень разная. Буду говорить про ту, что знаю.

Она социально пассивная, ориентированная в общении на ближний круг (даже если это Интернет-общение). Ее не интересуют глобальные социальные процессы и проблемы. Но в своем кругу – креативная, активная, создающая сообщества и умеющая вкладываться в эти сообщества…

Она не склонна к социальному протесту, ей интереснее создавать свой собственный мир и в нем самореализовываться.

Она толерантная, принимающая (иногда даже слишком), границы нормы сильно размыты.

Если говорить о подростках, то они стали значительно более послушны… в мелочах. Да, одежда, подростковая музыка, но в целом, значительно меньше противостояния взрослым. В школе это очень заметно. Взрослым это, конечно, нравится. Но цена этой послушности велика: имя ей – инфантильность. Подростковый протест – механизм социального и личностного развития человека, его шанс на личностную независимость и ответственность.

– Что больше влияет на выбор человеком своего будущего: природные наклонности или социум?

– Кроме тех случаев, когда возможности человека очень ограничены каким-то дефектом развития или здоровьем, выбор в большей степени определяется социумом, если под последним понимать и ценности семьи и ближайшего круга общения подростка, и требования референтных групп, и убеждения самого человека. Выбор будущего – это всегда действие вовне себя, это встреча с миром, а так как наш мир – это мир человеческих отношений, то шагая навстречу будущему, мы шагаем навстречу определенной субкультуре, образу жизни, кругу общения.

– Возможно ли преодолевать подростковый инфантилизм, нежелание подростков отвечать за свой выбор и вообще принимать решения? Как это сделать?

– Начинать нужно с принятия того факта, что современному подростку особенно незачем взрослеть и принимать на себя ответственность. Их жизнь устроена взрослыми так, что можно ни за что не отвечать. Они и не отвечают. Начинать в подростковом возрасте уже поздно. Как убедить в целом благополучного подростка, которому и так неплохо живется в его безответственном стихийном протесте и ворчании (никто меня не понимает), что ему почему-то нужно быть ответственным, инициативным, принимать решения и отвечать за них? Начинать нужно гораздо раньше, когда свобода интересна и притягательна. Когда хочется играть во взрослых. В конце начальной школы – самое позднее. На этом интересе можно многое сделать.

Другой важный момент: мы же пытаемся передать подростку ответственность без прав, а так не бывает! Никто на это в здравом уме не согласится. Чем больше ответственность за себя и других, тем больше у человека свободы и права делать так, как он считает нужным. В чем свобода и права подростка? Если мы ответим на этот вопрос, то найдем и зону, где он будет готов взять на себя ответственность.

– А можно ли в школе создать условия для самоопределения? Как они могут быть реализованы?

– В той форме, в какой устоялась школьная жизнь и современная система школьного образования, возможности для самоопределения достаточно ограничены. Это выбор социальных проектов, дополнительных занятий для себя, в предпрофильной и профильной школе (старшая ступень) – индивидуального образовательного маршрута.

– А учреждения дополнительного образования: секции, различные кружки… Влияют ли они на формирование выбора направления развития?

– Если повезет с руководителем и детским сообществом, то да, конечно. В дополнительном образовании колоссальный потенциал для личностного роста, поскольку все, что там есть, человек выбирает сам.

– Какие базовые знания должен иметь учитель для психолого-педагогического сопровождения ученика? Что должен уметь отслеживать, как он может помогать, в какой степени влиять?..

– Уф. Ну и вопрос! Прежде всего, развитие ребенка должно быть для него ценностью. Если все, что он делает, он рассматривает сквозь призму задач развития ребенка, он многого может достичь. Это особое профессиональное мировоззрение, в центре которого – забота о развивающейся личности. Нужны знания по психологии развития (возрастные закономерности, базовые механизмы развития, риски, отклонения), социальной психологии. Нужен богатый методический арсенал. Нужно уметь смотреть на ситуации с точки зрения ее развивающего потенциала: как она отзывается в ребенке? Чему его учит? С каким опытом он выйдет из этой ситуации, если я, взрослый, поступлю так или иначе?

Он должен точно понимать свою роль в процессе развития на разных ступенях развития ребёнка: когда и зачем он этому ребенку или подростку нужен? Он должен уметь замечать «маркеры» роста в развитии. Замечать и радоваться. И видеть в этом высший смысл своей деятельности.

– Что представляет собой современная система профориентации школьников? Насколько она эффективна?

– Мне кажется, такой системы сейчас нет. По крайней мере, мне, работающей в общем образовании больше 20-ти лет, ее не видно. Нельзя же назвать системой работу психологов по профориентационному тестированию! И даже их циклы развивающих занятий!

– Наверняка бывают такие ситуации: подросток твердо намерен пойти в одну профессию, а все психологические тесты и профориентационное тестирование показывают на совершенно другую. Что делать в таком случае?
– Скажу как психолог: если ребенок очень хочет, то и Бог с ними, с результатами тестирования! Способности – это же не приговор и не карма. И вообще ее ценность, скорее консультативная (как повод для разговора и запуска размышлений самого подростка), а не констатирующая. В этой ситуации подросток должен понимать, что пойдет против ветра. И воли потребуется больше. Поскольку будет сопротивление того материала, из которого он сам состоит. Но результат может быть замечательным: сильная личность, знающая, как добиваться своих целей. И неудача – это не ужас-ужас. Профессиональный выбор – это же поиск себя, проба, сколько бы лет не ушло на то, чтобы это осознать.

Анна БЕЛЯКОВА

http://prosvpress.ru/2013/02/byit-ili-ne-byit-problema-vyibora-dlya-podrostka/
 

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



Последние новости
15 Марта 2013 - 16:57 - На ночь перекроют три улицы в центре Саратова
15 Марта 2013 - 16:36 - Мэрия: Средняя зарплата учителя в Саратове 21 430 рублей
15 Марта 2013 - 16:15 - Саратовская облдума будет сотрудничать с Кировской
15 Марта 2013 - 15:56 - Прощай, Масленица!
15 Марта 2013 - 15:19 - В письменной форме
15 Марта 2013 - 14:53 - Синоптики прогнозируют потепление
15 Марта 2013 - 14:17 - Илья Захаров — серебряный призер Мировой серии
15 Марта 2013 - 13:45 - Без мандата
15 Марта 2013 - 13:16 - С боем
15 Марта 2013 - 12:44 - Напомни родителям!
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Последний номер
ГЛОБУСА
Последний номер
ПОРТФОЛИО
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
КОНТАКТЫ

Наши подписные индексы:

Телефон редакции: 8(8452)27-96-03

Реклама:
8(903)329-14-74

Замечения и предложения отправляйте на нашу почту: globus-64@yandex.ru