Главная |
Статьи |
Подписка |
Педагогический форум |
Афиша |
ФОТОРЕПОРТАЖИ Запрет на курение в каком месте вам кажется неправильным?
|
Быть или не быть15 Марта 2013 - 05:49 Быть или не быть… Проблема выбора для подростка Все рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора, и не всегда этот процесс происходит легко и гладко. А в возрасте 16-17 лет, когда приходится не просто выбирать, а определять свое будущее, вершить свою судьбу, это целое испытание. Мой личный опыт подсказывает, что в этом возрасте человек еще не готов делать осознанный выбор направления своего дальнейшего развития – слишком много ошибок совершает или вообще отказывается от каких-либо действий и шагов. Но ведь можно как-то способствовать формированию ответственности за свой выбор… Как это сделать и кто может помочь «Просвещение» решило спросить кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ, главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Марину Битянову.
– Сознательный выбор – удел зрелых людей. Выбрать направление развития – значит, осознать и самого себя (свои возможности, ограничения), и свои цели, и социальную ситуацию, в которой предстоит развиваться. Все это – деятельность непростая, требующая определенного уровня личностной зрелости и развития мышления. А также эмоциональной саморегуляции. К таким размышлениям человек готов в среднем после 14 лет. До этого возраста лучше предоставить ему возможность пробовать себя в разном. Социальные условия, несомненно, влияют. Чем шире и разнообразнее социальный опыт подростка, чем больше он в своей жизни видел разных людей, разные социальные среды, чем больше он читал и так далее, тем проще ему представить себе разные варианты жизненного самоопределения. Узость социального опыта накладывает ограничения на возможности выбора. – Изменилось ли это в сравнении с периодом, например, 10-летней давности? – За последние 10 лет возросла дифференциация условий, в которых растут наши дети. Появились дети с крайне ограниченным социальным опытом и культурным багажом, и дети с хорошо развитым социальным интеллектом. Разными дети были всегда, но сегодня пропасть между крайними категориями разрослась. – Можете дать характеристику современной молодежи: желания, возможности? – Она очень разная. Буду говорить про ту, что знаю. Она социально пассивная, ориентированная в общении на ближний круг (даже если это Интернет-общение). Ее не интересуют глобальные социальные процессы и проблемы. Но в своем кругу – креативная, активная, создающая сообщества и умеющая вкладываться в эти сообщества… Она не склонна к социальному протесту, ей интереснее создавать свой собственный мир и в нем самореализовываться. Она толерантная, принимающая (иногда даже слишком), границы нормы сильно размыты. Если говорить о подростках, то они стали значительно более послушны… в мелочах. Да, одежда, подростковая музыка, но в целом, значительно меньше противостояния взрослым. В школе это очень заметно. Взрослым это, конечно, нравится. Но цена этой послушности велика: имя ей – инфантильность. Подростковый протест – механизм социального и личностного развития человека, его шанс на личностную независимость и ответственность. – Что больше влияет на выбор человеком своего будущего: природные наклонности или социум? – Кроме тех случаев, когда возможности человека очень ограничены каким-то дефектом развития или здоровьем, выбор в большей степени определяется социумом, если под последним понимать и ценности семьи и ближайшего круга общения подростка, и требования референтных групп, и убеждения самого человека. Выбор будущего – это всегда действие вовне себя, это встреча с миром, а так как наш мир – это мир человеческих отношений, то шагая навстречу будущему, мы шагаем навстречу определенной субкультуре, образу жизни, кругу общения. – Возможно ли преодолевать подростковый инфантилизм, нежелание подростков отвечать за свой выбор и вообще принимать решения? Как это сделать? – Начинать нужно с принятия того факта, что современному подростку особенно незачем взрослеть и принимать на себя ответственность. Их жизнь устроена взрослыми так, что можно ни за что не отвечать. Они и не отвечают. Начинать в подростковом возрасте уже поздно. Как убедить в целом благополучного подростка, которому и так неплохо живется в его безответственном стихийном протесте и ворчании (никто меня не понимает), что ему почему-то нужно быть ответственным, инициативным, принимать решения и отвечать за них? Начинать нужно гораздо раньше, когда свобода интересна и притягательна. Когда хочется играть во взрослых. В конце начальной школы – самое позднее. На этом интересе можно многое сделать. Другой важный момент: мы же пытаемся передать подростку ответственность без прав, а так не бывает! Никто на это в здравом уме не согласится. Чем больше ответственность за себя и других, тем больше у человека свободы и права делать так, как он считает нужным. В чем свобода и права подростка? Если мы ответим на этот вопрос, то найдем и зону, где он будет готов взять на себя ответственность. – А можно ли в школе создать условия для самоопределения? Как они могут быть реализованы? – В той форме, в какой устоялась школьная жизнь и современная система школьного образования, возможности для самоопределения достаточно ограничены. Это выбор социальных проектов, дополнительных занятий для себя, в предпрофильной и профильной школе (старшая ступень) – индивидуального образовательного маршрута. – А учреждения дополнительного образования: секции, различные кружки… Влияют ли они на формирование выбора направления развития? – Если повезет с руководителем и детским сообществом, то да, конечно. В дополнительном образовании колоссальный потенциал для личностного роста, поскольку все, что там есть, человек выбирает сам. – Какие базовые знания должен иметь учитель для психолого-педагогического сопровождения ученика? Что должен уметь отслеживать, как он может помогать, в какой степени влиять?.. – Уф. Ну и вопрос! Прежде всего, развитие ребенка должно быть для него ценностью. Если все, что он делает, он рассматривает сквозь призму задач развития ребенка, он многого может достичь. Это особое профессиональное мировоззрение, в центре которого – забота о развивающейся личности. Нужны знания по психологии развития (возрастные закономерности, базовые механизмы развития, риски, отклонения), социальной психологии. Нужен богатый методический арсенал. Нужно уметь смотреть на ситуации с точки зрения ее развивающего потенциала: как она отзывается в ребенке? Чему его учит? С каким опытом он выйдет из этой ситуации, если я, взрослый, поступлю так или иначе? Он должен точно понимать свою роль в процессе развития на разных ступенях развития ребёнка: когда и зачем он этому ребенку или подростку нужен? Он должен уметь замечать «маркеры» роста в развитии. Замечать и радоваться. И видеть в этом высший смысл своей деятельности. – Что представляет собой современная система профориентации школьников? Насколько она эффективна? – Мне кажется, такой системы сейчас нет. По крайней мере, мне, работающей в общем образовании больше 20-ти лет, ее не видно. Нельзя же назвать системой работу психологов по профориентационному тестированию! И даже их циклы развивающих занятий! – Наверняка бывают такие ситуации: подросток твердо намерен пойти в одну профессию, а все психологические тесты и профориентационное тестирование показывают на совершенно другую. Что делать в таком случае? Анна БЕЛЯКОВА http://prosvpress.ru/2013/02/byit-ili-ne-byit-problema-vyibora-dlya-podrostka/
Последние новости
|
АРХИВ ГАЗЕТ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
КОНТАКТЫ Наши подписные индексы:
Телефон редакции: 8(8452)27-96-03 Реклама: 8(903)329-14-74 Замечения и предложения отправляйте на нашу почту: globus-64@yandex.ru |
©Copyright globus64 2011. Создание сайта - illusix | рефераты, курсовые, дипломы на заказ
|